ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ ОТ 22 НОЯБРЯ 2011 ГОДА

Исключительные права на представленный обзор принадлежат АО «Консультант Плюс».

Финансы
Экономика
Социальная сфера
Государство

ФИНАНСЫ

Федеральный закон от 16.11.2011 № 318-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

С 1 февраля 2012 года негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения получат доступ к финансовому обеспечению за счет бюджетной системы РФ
Прием в негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения для обучения за счет бюджетных ассигнований будет осуществляться на тех же условиях, что и в государственные и муниципальные образовательные учреждения.

Предусмотрено, что лица, обучающиеся в негосударственных высших и средних специальных учебных заведениях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, будут получать стипендию наравне с обучающимися в соответствующих государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Федеральный закон от 16.11.2011 № 319-ФЗ
«О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Пункты приема ставок тотализатора и букмекерской конторы отнесены к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес
За один пункт приема ставок в отношении указанных объектов налогообложения налоговая ставка, устанавливаемая законами субъектов РФ, может составлять от 5000 до 7000 рублей.
По месту открытия пунктов приема ставок тотализаторов и букмекерских контор налогоплательщики обязаны вставать на учет в налоговых органах.

Федеральный закон от 16.11.2011 № 320-ФЗ
«О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

От налогообложения налогом на прибыль организаций освобождены средства жильцов, направляемые на проведение ремонта в многоквартирных домах
В перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, включены доходы ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов и управляющих организаций в виде средств, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах на финансирование ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (подпункт 14 пункт 1 статьи 251 НК РФ).

Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков»

С 2012 года в России вводится институт консолидации налогоплательщиков в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций
Консолидированная группа налогоплательщиков представляет собой добровольное объединение российских организаций - плательщиков налога на прибыль на основе договора, а также на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Создание такой группы возможно при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций - участников группы, причем доля такого участия в каждой из них составляет не менее 90 процентов.

При этом каждый участник должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым, в частности: к величине совокупной сумме уплаченных за год налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ) - не менее 10 млрд. рублей; суммарному объему выручки - не менее 100 млрд. рублей; совокупной стоимости активов - не менее 300 млрд. рублей.

Не могут объединяться в консолидированные группы, в частности, резиденты ОЭЗ, организации, применяющие специальные налоговые режимы, субъекты игорного бизнеса, клиринговые компании. Банки, страховые компании и некоторые иные финансовые организации могут создавать консолидированные группы только между собой.

Принятым Законом подробно регламентируется порядок заключения договора о создании консолидированной группы и внесения в него изменений, а также определяется процедура его регистрации в налоговом органе.

Уполномоченным представителем всех участников группы является ее ответственный участник. Он также несет права и обязанности налогоплательщика в связи с действием консолидированной группы.

Нормами закона установлены особенности осуществления отдельных процедур налогового администрирования в отношении консолидированной группы. Так, например, в случае неуплаты (неполной уплаты) налога взыскание соответствующих сумм в первую очередь производится за счет денежных средств на счетах ответственного участника. При их недостаточности взыскание производится за счет денежных средств остальных участников группы в последовательности, определяемой налоговым органом.

Некоторые особенности предусматриваются также в отношении проведения налоговых проверок (предметом которых является соответственно правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль). Например, в отношении срока проведения выездной налоговой проверки установлено, что ее продолжительность (не более двух месяцев) увеличивается на число месяцев, равное количеству участников, но не более чем до одного года.

Определен порядок привлечения к налоговой ответственности участников консолидированной группы: не является правонарушением неуплата (неполная уплата) налога ответственным участником группы, если это вызвано предоставлением недостоверных сведений иным участником группы. При этом в отношении такого участника установлен самостоятельный состав налогового правонарушения и ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов (в некоторых случаях 40 процентов) от неуплаченной суммы.

Поправками в часть вторую Налогового кодекса РФ вводятся особенности определения доходов и расходов, признания убытков, формирования резервов, а также уплаты налога и представления деклараций (в частности, предусмотрено, что декларация представляется только ответственным участником по месту регистрации договора о создании консолидированной группы).

Закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Определено также, что для применения новых положений с 1 января 2012 года организациям необходимо не позднее 31 марта 2012 года представить в налоговую инспекцию необходимые документы в соответствии с пунктом 6 статьи 25.3 НК РФ.

Приказ Минэкономразвития РФ от 01.11.2011 № 612
«Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2012 год»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.11.2011 № 22243.

На 2012 год коэффициент-дефлятор К1, применяемый в целях исчисления ЕНВД, определен в размере 1,4942
Налоговая база для исчисления ЕНВД определяется исходя из величины базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, скорректированной в том числе на коэффициент-дефлятор К1, учитывающий изменение потребительских цен на товары, работы, услуги в РФ. Данный коэффициент ежегодно устанавливается Минэкономразвития РФ.
Таким образом, при расчете суммы ЕНВД в 2012 году базовую доходность необходимо умножать на К1, равный 1,4942.

Письмо ФНС РФ от 23.03.2011 № ЗН-4-1/4544

При утверждении нормативным актом субъекта РФ новых результатов государственной кадастровой оценки земель за прошлые налоговые периоды, перерасчет земельного налога, уплаченного за эти периоды, производится только в случае улучшения положения налогоплательщика
Данный вывод сделан ФНС РФ с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О, в котором в частности указано, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ (в части, в которой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков), действуют во времени в том порядке, какой определен для актов законодательства о налогах и сборах, в силу прямого указания на то пунктом 5 статьи 5 НК РФ.

Письмо ФНС РФ от 03.11.2011 № ПА-4-6/18411@
«По вопросам организации работы при использовании портала госуслуг, а также при межведомственном взаимодействии в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ»

В связи с техническими проблемами, связанными с программным обеспечением сервиса по приему налоговых деклараций через ПГУ, направленные за истекший период декларации имеют нечитаемый вид
В этой связи налоговым органам рекомендовано при предъявлении налогоплательщиком уникального номера ПГУ принять у него в приоритетном порядке налоговую декларацию, оформленную в виде бумажного документа, и проставить на ней отметку «ранее представлена через Портал государственных услуг» и ввести ее в ПО «АИС Налог».

Помимо этого в письме ФНС РФ разъяснены также вопросы, касающиеся, в частности:

  • организации работы ФНС РФ и ее территориальных органов с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных фондов при предоставлении государственных услуг;
  • предоставления сведений по межведомственным запросам, направленным на бумажном носителе;
  • возможности использования СМЭВ в целях исполнения органами государственной власти возложенных на них функций;
  • предоставления сведений из базовых реестров ЕГРН и ЕГРИП по идентификатору СНИЛС;
  • согласования технологических карт межведомственного взаимодействия (далее - ТКМВ) региональных органов исполнительной власти (РОИВ) и органов местного самоуправления (ОМСУ).

Письмо ФНС РФ от 10.11.2011 № ЕД-4-3/18802@
«О направлении письма Минфина России от 24.10.2011 № 03-07-15/107 по вопросу о применении с 1 октября 2011 года налога на добавленную стоимость при реализации имущества, не используемого для осуществления банковской деятельности»

Применение с 1 октября 2011 года нового порядка исчисления НДС в отношении операций по реализации имущества, не используемого для осуществления банковской деятельности, не зависит от даты приобретения такого имущества
Сообщается, что в случае если банками суммы НДС по приобретенному имуществу в расходы при налогообложении прибыли организаций до 1 октября 2011 года не включались, то, начиная с этой даты, суммы налога следует учесть в стоимости реализуемого имущества. Соответственно при реализации такого имущества после 1 октября 2011 года налоговую базу по НДС следует исчислять как разницу между рыночной ценой этого имущества с учетом налога и его стоимостью с учетом уплаченного налога.
Если суммы НДС по указанному имуществу до 1 октября 2011 года были включены в расходы при налогообложении прибыли организаций или не выделены в учете, то при реализации такого имущества после 1 октября 2011 года оснований для применения банками нового порядка определения налоговой базы по НДС не имеется.

Письмо ФНС РФ от 11.11.2011 № ЕД-4-3/18881@
«Об убытке, полученном от реализации права требования как финансовой услуги»

Отрицательный результат, полученный от реализации права требования долга, признается убытком, учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций
В письме ФНС РФ сообщено о том, что положения Налогового кодекса РФ не содержат каких либо особенностей, препятствующих учитывать в составе расходов убыток, полученный от реализации права требования как финансовой услуги.
Указано также, что до внесения изменений в налоговую декларацию, утвержденную Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730@, строка 090 Приложения № 3 к Листу 02 заполнению не подлежит.

ЭКОНОМИКА

Федеральный закон от 16.11.2011 № 322-ФЗ
«О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Минимальная доля иностранного инвестора в российских хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение, которая определяется как дающая контроль над обществом, увеличена с десяти до двадцати пяти процентов
Минимальная доля иностранного инвестора в нефтегазовых и горнодобывающих компаниях, сделки по приобретению которой подлежат согласованию, также увеличена с десяти до двадцати пяти процентов.

Из перечня видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, исключена деятельность по эксплуатации радиационных источников, осуществляемая хозяйственными обществами в гражданском секторе экономики, для которых указанная деятельность не является основной; из перечня исключена также деятельность банков, в уставном капитале которых отсутствует доля Российской Федерации, связанная с распространением, техническим обслуживанием шифровальных средств и предоставлением услуг в области шифрования информации.

Установлено, что не требуется предварительное согласование сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень таких организаций утверждается Правительством РФ.

В соответствии с другими изменениями, внесенными в Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», уточнены процедуры согласования сделок, подлежащих предварительному согласованию, в частности увеличены сроки некоторых процедур и в них включено Министерство обороны РФ.

Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924
«Об утверждении перечня технически сложных товаров»

Расширен перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков
В новый перечень, утвержденный в соответствии со статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», включены, в числе прочих товаров:

  • легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
  • оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями;
  • комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления;
  • телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления;
  • цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.

Приказ ФСТ РФ от 18.10.2011 № 642-а
«Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.11.2011 № 22255.

Предельный размер платы за проведение техосмотра должен обеспечивать возмещение экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов на его проведение и получение прибыли
Утвержденная Методика определяет порядок расчета предельного размера платы за проведение ТО, в том числе с использованием средств технического диагностирования, и предназначена для использования высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, которые устанавливают предельный размер платы.

Определение состава расходов, применяемых для расчета предельного размера платы за проведение ТО, и оценка их обоснованности производятся с учетом стоимости отдельных технологических операций, бланков талонов техосмотра или (в случае выдачи) бланков международных сертификатов технического осмотра.

Расчет предельного размера платы за проведение ТО производится на основании данных раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности (раздельный учет доходов и расходов за проведение ТО и доходов и расходов от прочих видов деятельности).
Предельный размер платы за проведение ТО рассчитывается с учетом технологии выполняемых работ путем прямого отнесения фактических расходов на себестоимость проведения технического осмотра. В Приказе приведены формулы расчета предельного размера платы.

Приказ вступает в силу с 1 января 2012 года.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Постановление Правительства РФ от 14.11.2011 № 931
«О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»

Определен порядок направления средства материнского капитала на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении
К заявлению о распоряжении средствами материнского капитала необходимо приложить договор с образовательным учреждением дошкольного (школьного) образования, включающий в себя обязательства учреждения по содержанию ребенка и расчет размера платы за соответствующие услуги. Средства будут направляться путем безналичного перечисления территориальным органом ПФР на счета учреждения.

Помимо этого, внесенными поправками в «Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования...» скорректирован порядок и сроки перечисления средств образовательным учреждениям:

  • первый платеж осуществляется не позднее чем через 2 месяца со дня принятия заявления о распоряжении средствами;
  • последующие платежи осуществляются в соответствии со сроками, указанными в договоре с образовательным учреждением.

В случае изменения условий такого договора в части уточнения размера и (или) сроков перечисления средств в Пенсионный фонд РФ необходимо подать заявление об уточнении порядка перечисления средств, приложив к нему дополнительное соглашение к договору.

Во всех случаях, когда сумма перечисленных средств превышает фактически понесенные учреждением расходы, сумма неиспользованных средств должна быть возвращена учреждением в территориальный фонд ПФР.

ГОСУДАРСТВО

Федеральный закон от 16.11.2011 № 311-ФЗ
«О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям дифференцирована в зависимости от продолжительности нарушения
Так, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на 10 дней повлечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц - от 5000 до 15000 рублей;
Нарушение установленных сроков более чем на 10, но не более чем на 30 дней повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 20000 до 30000 рублей.

За нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям более чем на 30 дней установлен штраф в размере от 4000 до 5000 рублей и от 40000 до 50000 рублей соответственно.

Федеральный закон от 16.11.2011 № 312-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Административный штраф будет выражаться в том числе в сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, повлечет штраф на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств или в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

При этом расчет штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока, будет осуществляться исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.
Ранее за данное правонарушение был установлен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Федеральный закон от 16.11.2011 № 316-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Федеральные органы государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия будут осуществлять подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Установлено, что ежегодный государственный доклад разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти РФ объективной систематизированной аналитической информацией о состоянии объектов культурного наследия и тенденциях его изменения.

Порядок подготовки, распространения, в том числе опубликования, ежегодного государственного доклада о состоянии объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ определяется Правительством РФ.

Федеральный закон от 16.11.2011 № 317-ФЗ
«О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Оснований для внеплановых проверок некоммерческих организаций станет меньше
Из перечня оснований внеплановых проверок исключены обвинение в экстремизме, поручение Президента РФ или Правительства РФ, требование прокурора, а также истечение срока исполнения некоммерческой организацией предписания об устранении выявленного нарушения.

Внеплановая проверка может проводиться только в отношении регистрационных сведений о гражданах и организациях, пожертвовавших средства политической партии, избирательному фонду или фонду референдума. Такая проверка проводится по представлению избирательной комиссии, получившей информацию о пожертвованиях по установленной процедуре.

Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 916
«Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

С 1 января 2012 года вступают в силу Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
В соответствии с утвержденными Правилами страховщик обязуется за обусловленную договором обязательного страхования плату при наступлении страхового случая осуществить страховую выплату потерпевшим в целях возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы, определенной договором.

Обязательному страхованию подлежит риск наступления гражданской ответственности владельца опасного объекта, расположенного на территории РФ, и подлежащего регистрации в государственном реестре, предусмотренном законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений. В Правилах установлен перечень таких опасных объектов.

Правила определяют, в том числе:

  • понятия объекта страхования, страхового риска, страхового случая, круг субъектов страхования (страховщик, страхователь);
  • размер страховой суммы (от 10 млн. рублей до 6 млрд. 500 млн. рублей), порядок определения страховой премии и страховых тарифов;
  • порядок заключения, изменения, продления, расторжения (прекращения) договора обязательного страхования;
  • порядок осуществления страховой выплаты.

В приложениях приведены образцы необходимых документов, в том числе, страховой полис обязательного страхования, заявление об обязательном страховании гражданской ответственности, нормативы определения размера страховой выплаты потерпевшему исходя из характера и степени повреждения здоровья.

Положения Правил, касающиеся определения размера страховой выплаты (фиксированной страховой выплаты, дополнительной фиксированной страховой выплаты) в части возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, и порядка ее осуществления, вступают в силу с 1 января 2013 года.

 Архив предыдущих выпусков

Обнаружили ошибку на нашем сайте?
Сообщите нам, оставив максимально подробный комментарий, и мы ее исправим.
Спасибо за участие!

 
Комментарий:
Наверх